"Если вы перед нами не отчитались - вас нет!"
18 апреля 2008 года

- Это связано с введением два года назад скандальных путинских поправок в законодательство об НКО, - объясняет г-н Чиков, - в частности, нормы о том, что неоднократное непредставление некоммерческой организацией отчета о своей деятельности в Федеральную регистрационную службу является основанием для судебного иска о прекращении ее регистрации и для закрытия этой НКО. Если иметь в виду, что в прошлом году примерно 60 процентов всех российских НКО не сдали отчетов, то те из них, которые не сдадут их на этот раз, окажутся перед реальной перспективой закрытия. Последний срок сдачи, дедлайн - 15 апреля, а массовую подачу исков Росрегистрации можно ждать летом и осенью этого года.

- Сколько НКО сейчас зарегистрировано в России и в Татарстане?

- В России - 220 тысяч НКО, в Татарстане на начало этого года - 6825, по сравнению с другими регионами это довольно много. Но это организации самого разного профиля, например, Государственный жилищный фонд при президенте Татарстана тоже зарегистрирован как некоммерческая организация. Среди них лишь некоторое количество правозащитных - такая многопрофильная организация, как Правозащитный центр города Казани, и более узкоспециализированные: есть НКО, работающая по теме нарушений в ходе призыва, есть - по противодействию наркотизации, есть - по защите прав осужденных... В целом не скажу, что этот сектор очень развит, к сожалению, Татарстан не в числе лидеров по гражданской активности.

- Сколько исков о прекращении регистрации НКО было подано в результате прошлогодней отчетной кампании?

- В прошлом году - 8 тысяч по России, а в этом можно ожидать 20 - 30 тысяч. К этому готовы все, и в кулуарных разговорах представители Росрегистрации это подтверждают.

- Почему у некоммерческих организаций возникают проблемы с годовым отчетом?

- Причин несколько. Власти, как правило, говорят об одной: что многие НКО существуют лишь на бумаге. И это иногда бывает правдой... Но вот принципиальный вопрос: почему вообще общественные объединения обязаны отчитываться перед органами власти?! Это нонсенс с точки зрения прав человека, к тому же вмешательство в деятельность общественных организаций запрещено российским законодательством. До этих поправок НКО обязаны были информировать о продолжении деятельности: мы есть, продолжаем работу... Это разумно. Теперь же обязаны сдавать несколько форм отчетности: источники финансирования, список мероприятий, даты проведения заседаний советов... Но вот, например, комитет солдатских матерей часто не имеет ни счета в банке, ни имущества, прием идет дома у активистов, работают на одном энтузиазме - будет он выглядеть "живым" по подобным формам отчетности?..

Одним из первых столкнулся с иском о закрытии НКО как раз Союз комитетов солдатских матерей. Наши юристы защищали его и добились, чтобы иск был отозван. Чиновники есть чиновники, они сами говорят: про вашу работу могут все газеты писать каждый день, но если вы перед нами не отчитались - вас нет! Сейчас мы готовим обращения в Верховный суд и Конституционный суд России, ставя под сомнение эти нормы. Ведь если 60 процентов не выполняют закон, то проблема чаще всего в самом законе.

- Какова прошлогодняя статистика проверок некоммерческих организаций в Татарстане?

- Управлением Росрегистрации были проверены 132 НКО. Вынесено 251 предупреждение и составлено 17 протоколов о нарушениях, подано 33 иска о ликвидации. 344 общественные организации получили отказ в регистрации.

- О нарушениях какого рода обычно идет речь?

- Например, один из протоколов был составлен в отношении председателя совета Правозащитного центра города Казани Игоря Шолохова за противодействие проверке центра. Якобы он не представил проверяющим затребованные ими документы. Мировой суд оштрафовал его за это на 3 тыс. рублей, но при обжаловании это судебное решение было отменено, а административное дело прекращено за отсутствием состава правонарушения.

"АГОРУ" тоже проверяли, и нам было вынесено предупреждение. Нарушением сочли то, что якобы полномочия председателя ассоциации в 2006 году не были продлены и не была проведена собственная ревизия нашей финансово-хозяйственной деятельности за 2005 год. Между тем "АГОРА" была создана только в сентябре 2005-го, а счет у нее появился лишь в 2006-м. А что касается продления председательских полномочий, то протокол этого решения был проверяющим представлен. Так что причиной появления этого предупреждения о нарушениях было то ли плохое зрение проверяющих, то ли чистой воды казуистика... Мы его обжаловали, и суд удовлетворил нашу жалобу.

- Как организована работа "Прямой линии"?

- В Татарстане акцию поддерживает Правозащитный центр города Казани. Он вместе с правозащитными организациями Чувашии и Читы является учредителем "АГОРЫ", а недавно у ассоциации появился центр и в Хакасии - мы сейчас работаем по делам из почти 40 регионов России. На "Прямой линии" работают четыре юриста в Санкт-Петербурге, Краснодаре, Саратове и Чите, они с 14 до 16 часов по рабочим дням принимают звонки по телефону 8 800 3333 068 (звонки бесплатные со всех телефонов, зарегистрированных в России). Если на вопрос можно ответить с ходу - отвечают, по другим просим прислать документы по адресу hotline@openinform.ru. Если возникнет необходимость в защите какого-либо НКО, будем защищать в суде.


P.S. На четвертый день работы "Прямой линии по защите НКО", в минувшую пятницу, вскоре после рассказа об этой акции в эфире "Радио Свобода", когда юристы ожидали наплыва обращений, телефонная линия оказалась блокирована. На звонки по этому номеру неизвестный мужчина отвечал, что никакой "прямой линии" нет. Руководитель отдела информации "АГОРЫ" Дмитрий Колбасин сообщил "ВК", что блокада продолжалась 50 минут из двух часов, отведенных на прием обращений. Компания "Нева-Лайн", отвечающая за техническую поддержку этого федерального номера, заявила, что это был "технический сбой".

Марина ЮДКЕВИЧ, "Вечерняя Казань"